ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ
111 из 100000 подписей
Просмотреть подписи
Показать QR-код петиции
Платформа для петиций РуНета
Что вы хотите изменить?

Обращение к муниципальному сообществу России, ко всем российским гражданам, проживающим в селах и малых городах, ко всем, кому не безразлична судьба демократии и местного самоуправления в России!

Остановить принятие необдуманны поправок в закон о местном самоуправлении, которые противоречат тому, что сказал Президент РФ

Соотечественники!
В декабре прошлого года Президент Российской Федерации обратился к Федеральному собранию с Посланием, в котором призвал повысить эффективность местного самоуправления. Абсолютно согласны с Президентом. Подписываемся под каждым произнесенным им словом.
Однако инициированные этим Посланием изменения в закон ничего общего не имеют с произнесенными словами и полностью искажают их смысл!
Вдумайтесь в то, о чем говорил Президент и в то, что написано в законопроекте! Вместо приближения власти к народу очередная попытка расправиться с народным самоуправлением в малых городах и селах! Законопроект перечеркивает те малые успехи, которые было позволено сделать за десять лет муниципальных реформ.
Этот законопроект - борьба поставленной Президентом задачи и интересов районных и региональных властей. Это результат нашей безучастности. Нас больше, но за нас говорят районы. Им проще, у них есть ресурсы. Они чаще бывают в Москве. Губернаторы - тем более. Им с районами понятнее работать. Это происходит от того, что нет возможности продвинуть интересы реального поселенческого местного самоуправления на государственный уровень, с которого нас, малых, не видно.
Это не значит, что в Думе нет людей, разделяющих нашу боль, они есть даже среди тех, кто значится в авторах законопроекта. На днях нам пришло письмо. В нем написано между строк: «ребята, защитите себя сами, скажите о своих проблемах!» Понимают, что законопроект бредовый, но у них не хватает аргументов. У них не хватает возможности защитить нас, а сами мы этого делать не хотим.
Объединимся и поднимем голос в защиту людей, живущих рядом с нами, в наших городах и селах! Нет больше сил терпеть издевательство над здравым смыслом! Всегда, в самые трудные моменты истории только единство народа спасало Россию!

Сравните сказанное в Послания и предлагаемое в законопроекте:
Президент РФ: «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны».
Надо честно признать, что стремление граждан участвовать в жизни страны в широких массах населения год от года ослабевает. В первые годы после принятия Конституции РФ это стремление было действительно растущим: достаточно вспомнить активность на первых муниципальных выборах, референдумах по муниципальным уставам, сходы граждан, - все это осталось в прошлом. Проявления «участия» сегодня радикализировались и принимают все более протестные формы. Явка на выборы снизилась, референдумы заменены решениями представительных органов, откровенные злоупотребления на выборах остаются безнаказанными, вера населения в то, что со стороны власти возможны позитивные изменения, поощряющие самостоятельность в решении вопросов местного значения, идет на убыль.

Президент РФ: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни».
А законопроект предусматривает радикальное изменение принципов формирования органов местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов. Полностью отменяется прямая выборность глав и глав администраций во всех муниципальных образованиях, кроме сельских. Исполнительные органы местного самоуправления в городских округах и даже в поселениях – районных центрах, должны будут обязательно возглавлять "сити-менеджеры", фактически, назначаемые губернаторами, поскольку конкурсные комиссии по отбору кандидатов на должность "сити-менеджера" будут состоять на 50% из представителей губернатора (а для поселений, из представителей назначенных губернатором «сити-менеджеров» района).

Очевидно, что региональные, да и федеральные власти в сегодняшнем виде не в состоянии поощрять самостоятельность муниципалитетов. Вышестоящие власти видят в этом опасность для себя. Во властных структурах, вопреки ст. 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации, сформировалась привычка к встраиванию местного самоуправления в государственную вертикаль.

Президент РФ: «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района - в регион, с поселения - на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы».

Законопроект предусматривает в очередной раз, и не понятно для чего, изъять и передать в районы наиболее важные для населения вопросы местного значения, такие как содержание и строительство дорог, вопросы территориального планирования, организации коммунальных услуг, уборку мусора, и др.. Даже кладбища передают.
Полномочия вновь образуемых внутригородских муниципальных образований (городских районов) приравниваются к этим урезанным полномочиям сельских поселений.
Такая система местного самоуправления противоречит Конституции России, Европейской хартии местного самоуправления и не имеет ничего общего с реальными потребностями развития страны.

Накопившиеся в системе местного самоуправления проблемы, как правило, результат законодательной «несбалансированности» и «неразберихи». Причины: поток поправок в 131 закон, сложность и неоднозначность формулировок…
Сбалансировать объем ответственности и ресурсы муниципалитетов возможно не перетасовкой полномочий и попыткой унифицировать, а путем наделения муниципалитетов ресурсами, соответствующими кругу решаемых задач, обеспечивающими возможность долгосрочного планирования доходов и расходов, введением муниципальных налогов (напр., возвращением налога с продаж), введением налогообложения земель, находящихся в федеральной собственности, особенно земель государственного лесного фонда, что помимо материальной поддержки местного самоуправления, создаст стимулы для более эффективного использования этих земель собственником, и будет способствовать реализации принципа равенства всех форм собственности, установленного ст. 8 Конституции Российской Федерации, стимулированием наращивания собственных ресурсов и снижения расходов, предоставлением гарантий местному самоуправлению в самостоятельности управления ресурсами, возврат поселенческим муниципалитетам права на не разграниченные земли.


«Районный уровень фактически выхолощен», говорит Президент РФ.
То, что районный уровень выхолощен, на наш взгляд следует отнести к успехам муниципальных реформ. В Комментарии к Конституции Российской Федерации, подготовленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации еще в 1994 году, говорилось: «Можно предположить, что районное звено в сельской местности сохраняется как переходная структура до того времени, когда будет реализовано административно-территориальное деление и, соответственно, преобразована социальная инфраструктура села» .

Президент не впервые обращается к проблеме взаимоотношений поселенческого и районного уровня. Еще в 2000 году Президент писал:
«Наличие таких муниципальных образований, как районы, приводит к фактическому отсутствию либо ликвидации самостоятельного местного самоуправления на низовом уровне – в городских и сельских поселениях, где на практике образуется лишь территориальное общественное самоуправление, и тем самым ущемляется конституционное право населения на осуществление местного самоуправления…».

Долгое время политикой региональных и районных властей инициативы поселенческого уровня самоуправления подавлялись. В результате - нищенское состояние поселенческих бюджетов, неплатежи населения, кризисное состояние сферы ЖКХ, весьма слабый управленческий потенциал, кадровый голод, отсутствие рабочих мест в поселениях, некомфортный малопривлекательный инвестиционный климат, невключенность органов местного самоуправления и населения в планирование собственного будущего и будущего своих поселений, отсутствие инициатив и практических результатов реформ. Этот список можно продолжать.
Главы и депутаты поселений в своем большинстве хотели бы активно участвовать в реализации программ развития регионов через развитие своих поселений. Но в системе сложившихся отношений «регион - район – поселение», районы фактически игнорируют поселенческий уровень, принижают роль и возможности органов местного самоуправления поселений, превращая их в статистов в чужой игре. Еще на этапе обсуждения концепции 131 закона, мы говорили о том, что понятие «район» отсутствует в Конституции Российской Федерации. На районном уровне не возможна самоорганизация граждан, это искусственное квазиобразование, исполняющее реально государственные функции, называют муниципальной властью. Введение обязательного районного уровня местного самоуправления противоречит как Конституции Российской Федерации, так и здравой управленческой логике.
Безусловно, особого внимания требует проблема кадрового потенциала в поселениях. Его состояние - результат многолетней «отрицательной селекции», ответственность за которую лежит и на главах районов. Муниципальное управление поселенческого уровня в силу приведенных выше причин не является привлекательной сферой для перспективных управленческих кадров.

Президент РФ: «Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».
«Посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».
Это указание Президента РФ нами расценивается как непосредственное поручение, направленное на усиление поселенческого уровня самоуправления.
Действительно, самоорганизация граждан на уровне района в большинстве случаев лишена смысла: поселения на территории района, как правило, не имеют общей инфраструктуры, они разбросаны и отделены друг от друга большими расстояниями, что, в соответствии со здравым смыслом, никак не позволяет отнести вопросы местного значения одного поселения к вопросам местного значения другого. Здравый смысл подсказывает, что если какие-то проблемы межпоселенческого характера требуют решения, то разумнее решать их на уровне межмуниципальной (межпоселенческой) кооперации. Кооперации равноправных партнеров, а не в условиях подчиненности поселений районам.
В законах регионов о региональных бюджетах необходимо прямо закреплять доли каждого сельского и городского поселения. При этом регулирование этих вопросов должно быть простым и понятным, чтоб исключить порочные практики (напр. в Челябинской области: федеральным законом установлена необходимость создания в региональном бюджете фондов поддержки поселений, а на практике из этого фонда прямая поддержка оказывается только городским округам). Возможно, стоило бы вернуться к вспоминаемому муниципалами добрым словом отдельному Федеральному закону «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
В условиях ограниченности ресурсов, дефицита бюджета и угрозы разворачивающегося экономического кризиса эффективность бюджетных расходов становится еще более актуальной задачей. Двухуровневая система перераспределения бюджетных средств, для решения вопросов местного значения поселений создает множество ситуаций, когда бюджетные деньги в районах тратятся, а реального эффекта для жителей поселений от этого нет, либо он очень низок.
Низкая доля бюджетов поселений в консолидированных региональных бюджетах, переходящий из года в год перекос в системе бюджетной обеспеченности полномочий, возложенных ФЗ №131 на поселенческий уровень МСУ, приводит к социальной и инфраструктурной деградации поселений. Реализация закрепленных за поселениями полномочий требует значительно больше средств, но эти средства остаются в бюджетах муниципальных районов и в региональных бюджетах и не передаются в бюджеты поселений. Дальнейшее сохранение такой системы межбюджетных отношений не эффективно и не ориентировано на развитие.
Устранение поселений от реализации их собственных полномочий, практика вмешательства органов местного самоуправления муниципальных районов в компетенцию поселений приводит к снижению эффективности бюджетных расходов, размыванию ответственности, ликвидации стимулов у поселений к поиску более эффективных способов реализации полномочий.
Существующая система межбюджетных отношений не стимулирует усилия органов местного самоуправления к развитию собственной доходной базы. Практика показывает, что при увеличении собственных доходов местного бюджета, при расчете финансовой помощи на очередной год, усилия органов МСУ нивелируются уменьшением объемов предоставляемой финансовой помощи из районного и регионального бюджетов. Это недопустимо.

Возвысьте слово за наши города и села!

С уважением, нижеподписавшиеся

Петиция Остановить принятие необдуманны поправок в закон о местном самоуправлении, которые противоречат тому, что сказал Президент РФ к Обращение к муниципальному сообществу России, ко всем российским гражданам, проживающим в селах и малых городах, ко всем, кому не безразлична судьба демократии и местного самоуправления в России! была создана и написана Юрий Гурман (yurii_gurman@list.ru). Эта петиция находится на публичном интернет-сервере www.OnlinePetition.ru. Владельцы службы и спонсоры не связаны с петицией. По техническим и другим вопросам обращайтесь на webmaster@onlinepetition.ru

ПОКАЗАТЬ ПОЛНОСТЬЮ QR-КОД

ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ
OnlinePetition.Ru - предоставляет возможность бесплатного размещения общественных петиции к сознательной общественности для информационно-пропагандистской деятельности.